Возраст: старший дошкольный
Пол: мужской
Тема: Путешествие в сказку (в рамках тематической недели «Знакомство с народной культурой и традициями»).
Цель: создание социальной ситуации развития посредством песочной терапии.
Задачи:
- создать условия для снятия эмоционального напряжения;
- создать условия для познавательного интереса и познавательной активности;
- создать условия для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей;
- создать условия для побуждения к речевой активности;
- создать условия для развития двигательных навыков в соответствии с заданным текстом;
- формировать эмоциональную децентрацию (способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей);
- способствовать развитию навыков межличностного взаимодействия, умения договариваться;
- формировать бесконфликтные формы поведения;
- создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Актуальность: Психологические исследования и практические наблюдения показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной или асоциальной направленности.
Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии. Основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия.
Данную разработку в своей работе могут использовать не только психологи, но и педагоги дошкольных общеобразовательных учреждений
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности
|
Организация рабочего пространства
|
Деятельность взрослого
|
Деятельность детей
|
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
- Ритуал вхождения
|
|
|
|
Три дороги ведут в сказку. Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (шарф или кусок ткани). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная (аппликаторы Кузнецова).
|
Ведущий (сказочница) демонстрирует три дороги, и рассказывает о каждой из них: «Каждая из трех дорог приведет нас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
Сейчас хорошенько подумай, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки тело заполняется волшебной силой.
После прохождения дорог сказочница, обращает внимание детей на то, что русский народ всегда выбирал для себя трудные дороги.
|
Мальчики идут по выбранной дороге, а сказочница отмечает для себя, кто какой путь выбрал.
|
- Проблемная ситуация
|
Под потолком, возле нарисованного солнышка, висят 3 шарика с прикрепленным пергаментом (письмом)
|
В момент, когда дети здороваются с гостями, сказочница просит улыбнутся гостям, подарить улыбку друг другу и солнышку.
|
Дети обнаруживают воздушные шарики с пергаментом.
|
|
- Откуда могли появиться здесь шарики
|
Предположения детей
|
|
Взрослый предлагает исследовать воздушные шарики и замечает письмо.
Зачитывает его. В письме лесные жители, посещающие детский сад (дети) просят научить их, как взаимодействовать друг с другом, как научить одного волчонка не драться, не обижать других детей.
Подвести детей к тому, что мы можем придумать для лесных жителей сказку.
|
|
Основная часть
- Этап расширения
|
|
|
|
Просмотр иллюстраций «Если добрый ты, то всегда легко»
|
- Кто из детей на картинках злится?
- Как ты догадался?
- Кто выглядит симпатичнее: дети, которые злятся или другие?
|
Ответы детей.
|
|
.
|
- Девочка на картинке злится?
- Что произошло из-за того, что она разозлилась? (Она обсыпала песком мальчика, отбирает игрушки. Ее отругали, и подружка не хочет играть с ней).
- Как вы думаете, девочке это нравится?
|
Ответы детей
|
|
- Какой мальчик на картинке?
- Что с ним происходит? (С ним все дети дружат, играют, рисуют. Воспитатель не ругает.)
- Как вы думаете, мальчику это нравится?
|
|
- Этап проживания закрепления
|
Проигрываем сказку о злой … (дети сами должны определить кто будет злой) в песочнице.
|
Свечка зажигайся, ящик открывайся!
(включаем подсветку в песочнице, открываем песочницу)
Песок разгладься, песок зашевелись,
(разглаживаем песок, опускаем руки в него и шевелим пальцами)
Песок струись, песок пересыпайся,
(берем песок и сыпем сверху, пересыпаем из руки в руку)
Чудо приходи, волшебная сказка начинайся!
|
Дети выполняют действия по тексту
|
Детям даются фигурки, кто из них добрый, а кто злой предлагается решить самим (в случае
затруднения помогает психолог).
- Давайте придумаем сказку.
МЕСТО
|
В одном волшебном лесу, под большим деревом жила-была*
|
ГЕРОЙ
|
Белочка…
|
СВОЙСТВА
ХАРАКТЕРА
|
Какая она была? Как играла с другими зверятами? Она была симпатичная и пушистая, но часто злилась на других зверей. Могла ударить, отобрать игрушку, обсыпать листьями, закидать шишками*
|
СЛУЧАЙ
|
Что с ней произошло? Однажды она так всех обидела, что никто не стал с ней играть. Белочка осталась совсем одна и заплакала*
|
+ ГЕРОЙ
|
Мимо скакал веселый Зайчик
|
СВОЙСТВА
ХАРАКТЕРА
|
Какой он был? Он был добрый и хорошо играл с друзьями. Его все любили*
|
ДЕЙСТВИЕ
|
Что сделал Зайчик? Он пожалел Белочку и сказал: «Хочешь, я научу тебя дружить и играть?» «Хочу!»- ответила Белочка. Зайчик научил Белочку, как нужно просить игрушки, как вместе строить домики из листьев, делать украшения из шишек*
|
РЕЗУЛЬТАТ
|
Что после этого произошло с Белочкой? Белочке понравилось дружить с Зайчиком. Она больше не хотела драться и кидаться. Она помирилась с другими зверятами и стала играть дружно*
|
ННАЗВАНИЕ СКАЗКИ-
МОРАЛЬ
|
Как назовем нашу сказку? Какая Белочка была в начале, и какая стала? «Как злая Белочка научилась дружить и стала доброй»*
|
* Текст сказки примерный, т.к. сочиняют ее сами дети, а психолог с помощью
вопросов следит, чтобы сохранялась основная линия и структура.
|
- Этап интеграции
|
Для детей приготовлены листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.
|
- Давайте нарисуем, как Белочка стала себя вести после встречи с Зайчиком.
|
Дети начинают рисовать.
|
Завершающая часть.
Этап рефлексии
|
|
- Кто из героев нашей сказки вам больше понравился?
- Что из сказки запомнилось?
- Что было с Белочкой, когда она всех обижала?
- Что стало, когда она научилась играть?
- Как вы думаете, мы помогли лесным жителям?
|
Дети дают ответы
|
Этап выхода
|
|
- Наша сказка подошло к концу, давай вместе прочитаем последнее заклинание:
Спасибо, песочек волшебный,
Погладим тебя, разровняем.
(гладим и разравниваем песок)
Ящик закроем, свечку погасим,
И сказку мы завершаем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|